ФГУП “НТЦ оборонного комплекса “Компас”

РУС | ENG 

Научные и информационные издания ФГУП «НТЦ оборонного комплекса «Компас» Научно-методический журнал
«МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА»
перестает издаваться, начиная со 2-го выпуска 2016 г.

  • “Межотраслевая информационная служба” (МИС) перестает издаваться, начиная со 2-го выпуска 2016 г.

    Статистика

    

    Обращение главного редактора и членов редколлегии

    • Главный редактор, д-р техн. наук, проф., ФГУП "ВИМИ" Евстафьев Владимир Федорович

      Национальная система научно-технической информации: позитивный опыт прошлого и современные проблемы

       

       

      В эпоху информационного общества возможности каждой страны оцениваются, в первую очередь, через ее интеллектуальный потенциал, наличие новых знаний и технологий. В связи с этим огромное значение приобретает развитие сферы научно-технической информации (НТИ).


      В нашей стране Государственная система научной и технической информации (ГСНТИ) сформировалась после Второй мировой войны и достигла своего расцвета в 80—90 гг. прошлого века, когда неоднократно доказывала свою эффективность.


      Западные специалисты отмечали, что в СССР создана информационная система, благодаря которой советская наука делает значительные успехи — например, запуск первого искусственного спутника связывали непосредственно с информационным обеспечением исследований и разработок.


      Сегодня можно говорить о том, что именно благодаря этой системе Россия не оказалась на задворках информатизации. Именно в тот период были разработаны принципы и создана инфраструктура информационных организаций, благодаря которой наша страна смогла быстро вступить в этап формирования информационного общества. При всех недостатках ГСНТИ, обусловленных в значительной мере жесткой централизацией управления, основные ее положения могут быть полезны на современном этапе формирования информационного общества в России.


      В статье В. П. Нечипоренко, одного из создателей ГСНТИ, освещаются вопросы ее становления и развития как важнейшей составной части национальных информационных ресурсов. По мнению автора, к достоинствам ГСНТИ можно отнести централизацию обработки мировой и отечественной научно-технической литературы и документации в библиотеках и органах НТИ; распределение функций между организациями, входящими в состав системы; разработку технологии, обеспечивающей однократную обработку информации для ее многократного использования всеми заинтересованными пользователями.


      И сегодня абсолютное большинство российских ученых и специалистов разделяют мнение о необходимости сохранения единой системы НТИ России, ее совершенствования и обеспечения дальнейшего эффективного развития.

      Что в настоящее время представляют собой отечественные информационные ресурсы развития науки и техники? Готова ли имеющаяся информационная инфраструктура к решению вызовов текущего периода, в том числе к информационному обеспечению импортозамещения?


      Ответы на некоторые вопросы можно найти в статьях настоящего номера.


      Создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры как основы новой индустриальной базы России (что особенно актуально в условиях западных санкций) с трансляцией этой модели на другие страны – участницы Евразийского экономического союза — является темой публикации ученых двух академических институтов — Института проблем рынка РАН и Института проблем управления РАН им. В. А. Трапезникова.


      Проблемные вопросы, связанные с повышением эффективности информационно-аналитического обеспечения поддержки управленческих решений органов государственной власти, рассматриваются в статье профессора 
      А. А. Зацаринного.

      Некоторые аспекты большой и сложной проблемы измерения результативности и эффективности научных исследований анализируются профессором А. Б. Антопольским. Автор приводит результаты нового исследования некоторых вебометрических показателей научных журналов, которые до сих пор являются основной формой научных коммуникаций.


      Мы не можем перечислить все разработки, о которых говорится в этом номере, но мы можем с достаточной степенью уверенности считать, что сохранилась необходимая база для воссоздания ГСНТИв России. Меры по обеспечению единства системы должны охватывать весь комплекс НТИ-элементов независимо от их формы собственности. Технологическая основа национальной системы НТИ может формироваться по принципу распределенных баз данных, что отвечало бы потребностям России, имеющей обширную территорию.

       


      С уважением, главный редактор журнала

      д-р техн. наук В. Ф. Евстафьев 

      Подпись Евстафьева ВФ.jpg

    • Главный редактор, д-р техн. наук, проф., ФГУП "ВИМИ" Евстафьев Владимир Федорович


      Практические аспекты введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе выполнения федеральных целевых программ 

      __________________________________________________________________________________________


      Редакция журнала продолжает публиковать материалы, связанные с наиболее важными проблемами развития обороны и безопасности страны в сфере интеллектуальной собственности. Настоящий выпуск посвящен проблемам введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе выполнения федеральных целевых программ (ФЦП), которые были обсуждены на круглом столе в рамках IV международного форума «Морская индустрия России», прошедшего 21 мая 2014 г в Москве в выставочном комплексе «Гостиный двор».


      В рамках круглого стола выступили как представители органов управления, так и ведущие специалисты оборонного комплекса страны в области интеллектуальной собственности.


      Модератором круглого стола был Антипин Валерий Васильевич, руководитель Отраслевого центра интеллектуальной собственности и трансфера технологий ФГУП «Крыловский государственный научный центр», хорошо известный читателям нашего журнала.

      На обсуждение круглого стола были вынесены следующие основные вопросы:


      1. Организация работ, выполняемых в рамках ФЦП, по взаимодействию предприятия – работодателя и автора (авторов) результатов интеллектуальной собственности (РИД) с целью своевременной и полномасштабной охраны авторских прав создателя инноваций и выплаты авторских вознаграждений на предприятии – исполнителе НИОКР. Взаимодействие государственного заказчика и предприятия – исполнителя НИОКР (работодателя) по защите прав авторов инноваций при выполнении НИОКР в рамках ФЦП.


      2. Организация работ у государственного заказчика – координатора работ по ФЦП по формированию индикаторов (показателей), отражающих количество охраноспособных результатов НИОКР, и по включению их в конкурсную документацию на выполнение НИОКР, а также по отражению их в отчетной документации при приемке этапов или темы в целом.


      3. Организация работ у государственного заказчика или на предприятии – исполнителе НИОКР по внесению созданной интеллектуальной собственности в имущественный комплекс министерства – государственного заказчика или в имущественный комплекс предприятия – исполнителя НИОКР:


      - постановка на бухгалтерский учет (осуществление стоимостной оценки РИД, поддержание в силе охранных документов, внесение в состав нематериальных активов и т.д.);


      - внесение в их реестр федерального имущества;


      - организация работ по включению в имущественный комплекс заказчика технологий, созданных в рамках выполнения мероприятий ФЦП, получивших статус секрета производства (ноу-хау), права на которые закреплены за Российской Федерацией.


      4. Организация процесса «отехнолаживания» интеллектуальных результатов НИОКР на предприятиях – исполнителях НИОКР через систему программ инновационного развития или иных аналогичных программ. Организация выпуска инновационной продукции, базирующейся на созданных РИД, на основе собственного производства или на основе лицензионных соглашений с министерством – государственным заказчиком или предприятием – исполнителем НИОКР. Вопросы оплаты заказчиком услуг исполнителя по хранению материальных носителей РИД (научно-технические отчеты, конструкторская и технологическая документация и т.п.).


      5. Проработка вопросов по налогообложению, условиям амортизационных отчислений и других финансовых аспектов, связанных с внесением РИД в состав имущественного комплекса государственного заказчика или имущественного комплекса предприятия – исполнителя НИОКР.


      6. Организация работ государственного заказчика по передаче:


      - предприятиям – исполнителям НИОКР и другим предприятиям результатов НИОКР на лицензионной основе;


      - РИД в уставной капитал хозяйствующих субъектов, в залог;


      - РИД другим государственным заказчикам как нематериальных активов министерства.


      Организация работ по согласованию процесса отчуждения прав на РИД от заказчика в пользу исполнителя НИОКР и условий использования их в договоре об отчуждении.


      7. Организация работ у государственного заказчика или предприятия – исполнителя НИОКР по выплате лицензионных вознаграждений и внесению соответствующих финансовых средств в федеральный бюджет.


       

      С уважением, 

      главный редактор журнала

      д-р техн. наук В. Ф. Евстафьев

      Подпись Евстафьева ВФ.jpg


    Персоналии


    

    Научно-методический журнал
    «МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА»
    перестает издаваться, начиная со 2-го выпуска 2016 г.